"Московский комсомолец", рубрика "Звуковая дорожка", 28 июля 2000
Перепечатано Владимиром Костицыным


Валерия наколбасила ремиксов,
чтобы стать "самым стильным проектом сезона".

Первая неделя продаж "Первого Internet Альбома", представляющего собой, как уже сообщала "ЗД", сборник модных ремиксов на старые и новые песни Валерии, превзошел, по признанию Александра Шульгина - мужа певицы, ее же продюсера и главы семейного издательского дома "Фамилия Энтертейнмент", - даже самые радужные ожидания. В русле новой концепции для официальной презентации релиза был выбран вчера крайне элитный по всем параметрам продвинутости "Буда Бар", где и раздавались вышеупомянутые охи, ахи да вздохи. Однако насколько радужные ожидания соотносятся с реальными параметрами бестселлера, станет известно только в ближайшее время из сводок продаж, на основе которых и составляется большинство альбомных чартов, в том числе и списки популярности "ЗД". Тем временем издатели и сама артистка серьезно намерены побороться с этим проектом за звание "самого стильного альбома сезона".

По большому счету Валерия никогда не прозябала на задворках моды, а всегда старалась побаловать себя и других продвинутыми штучками. Сие, может, и не так ярко бросалось в глаза, но обязательно присутствовало как неоспоримый исторический факт. Еще шесть лет назад, в 1994 г., когда певица совершила первый крутой вираж со сменой творческого имиджа и выстрелила побившим многие рекорды популярности хитом "Самолет", она могла записать себе в актив не только набор примодненных по тем временам музыкально-стилистических выкрутасов, но и изысканных прикидов от Хельмута Ланга и Еджи Ямамото. В них она снималась в клипе и на фотосессии для обложки альбома "Анна". Имена этих новаторов моды, уже тогда потрясших Запад революционной эстетикой, были в наших краях неизвестны: здесь все еще сходили с ума от Армани и Версаче. Лишь не так давно Хельмут Ланг стал привечаем в местной богеме. Постепенная смена поколений все-таки привела и к позитивным ментальным сдвигам - в сознательный возраст вошли те, кто не изуродован убогой серостью совкового бытия. Тем временем сама Валерия вновь сделала ход на опережение, натянув на себя тряпицы от "Voyage" - лейбла, от которого пищит весь модный Лондон, а Москва только просыпается.

Классики говаривали: "Бытие определяет сознание". Если под бытием понимать окружающий Валерию супермодный быт да гардероб, то вполне объяснимы ее беспримерные усилия на музыкальном поприще в порыве высказаться по-модному и круто.

Идея под условным названием "Ремикс 2000" родилась прошлой осенью во время путешествия по Балтии. Уже затем по принципу домино одно потянуло другое.

В рижских клубах суперновую тогда вещицу "Ты где-то там" крутили быстрее оригинала. На заинтересованный вопрос "почему?" - тамошние ди-джеи ответили, что для ушей их клиентов убыстренный ритм звучит лучше и комфортнее. Возникла идея полномасштабного проекта ремиксов не только для новых, но и популярных песен Валерии прошлых лет.

Клич "Даешь ремиксы!", конечно, крайне моден в наше время, и певица рисковала угодить в каверзные ловушки этого непростого жанра, если бы не вспомнила другого завета классиков: "Учиться на чужих ошибках". Она изначально постаралась избежать банальностей и штампов, бурно процветающих в этом деле и плодящих сотни абсолютно безликих и идентичных "булькающих" обработок. Не без самонадеянного честолюбия в маяки взяла другие примеры - Мэрайю Кери и того же Стинга, у которых, как считает артистка, ремиксы лучше оригинала и с этим трудно спорить.

Второе, чего постарались избежать продюсеры проекта, - оказаться заложниками узкоформатных рамок вроде даба, хауса, эйсид-джаза и прочего множества "тупиковых", на их взгляд, течений. Именно поэтому в подзаголовках обнародованных на альбоме 12 ремиксов значатся достаточно размытые определения, вроде "galactic mix", "orange mix", "jet mix" и т.д. По разумению авторов, альбом должен быть не музыкальным пособием по стилям и направлениям клубной музыки, а высокохудожественным актом настроения - в одном случае "космического", в другом "оранжевого", в третьем "воздушного" и прочее, с чем в принципе тоже трудно спорить. При этом надо заметить, что именно такой подход в ремикс-мейкерстве считается признаком не лохизма, а хорошего тона высокого порядка. При этом стилистически авторы миксов избежали наиболее радикальных проявлений жанра, предпочтя оставаться в рамках мейнстримового приличия и где-то между "Eiffel 65" и "Moloko".

Ну и последнее, чем омоднившаяся певица вместе с группой поддержки сразила наповал всю тусу, - история с Интернетом, ставшая следствием философской концепции "Новая музыка должна делаться по-новому". Уникальность пластинки даже не в ремиксах, не в том, что они представлены на сайте певицы в формате MP3 (чем сейчас уже мало кого удивишь), а в том, как они сделаны. Вся работа - миксы, аранжировки, монтаж - велась посредством сети Интернет. Студия так и не была задействована в этом захватывающем процессе. В России подобная технология музыкального производства использовалась впервые. Над версиями песен трудились ди-джеи из России, Белоруссии, Латвии - Acces, DJ Alex, DJ Virus, сбрасывая всю информацию в Паутину без долгих путешествий в реальном измерении и пространстве. В Москве всем он-лайновым процессом рулил PiTon. На каждую песню предлагалось по две-три зарисовки, из которых затем выбиралась и доводилась до товарного блеска самая оптимальная.

Накануне завершения работы представители торговой сети настоятельно попросили продюсеров убрать из названия альбома понятие "ремикс", так как, с их точки зрения, эта конкретика сильно навредила бы рыночному потенциалу пластинки и заставила бы публику отнестись к изданию как к очередному набору тех самых "булькающих" звуков, о которых было сказано выше. Таким образом, возникло несколько необычное название "Первый Internet Альбом".

С другой стороны, чувство меры, которое Валерия постаралась сохранить даже в этом хай-тековском выкрутасе, позволяет говорить о том, что, не отсекая свою традиционную публику, привыкшую за годы к более мягкому и "пушистому" имиджу певицы, она в ближайшее время сможет рекрутировать в свои ряды и ценителей модной музыки.