Газета "Киевские Ведомости" от 1 февраля 1995 года. 
Автор материала Александр Ягольник.
Перепечатано Владимиром Суховецким


ВАЛЕРИЯ: "Я Просто Получаю Удовольствие От Того, Что Делаю"

Первое знакомство массового зрителя с новой певицей состоялось в 1992 году, когда средства массовой информации дружно "отреагировали" на появившийся возле телецентра "Останкино" рекламный щит ВАЛЕРИИ с более чем смелым текстом: "Певица, которую все ждали".

"Кто удивлялся, кто выражал бурное одобрение,- вспоминает Валерия реакцию друзей и компаньонов на этот шаг своего продюсера,- кто-то выражал сомнение в правильности этой затеи".

- А вас не упрекали в нескромности? - спрашиваю.

- Не я же ставила этот щит...- парировала певица.

А в конце марта того же года в "Музобозе" состоялась премьера видеоклипа Валерии "The Sky Belongs To Me" из ее англоязычного альбома "The Taiga Symphony", который под Рождество появился и на западном музыкальном рынке.

После первого телеэфира началась массированная видеоатака на эсенговских зрителей, не привыкших к подобному фонтану качественных видеоклипов одного (!!!) исполнителя. (Забегая вперед, замечу: большинство клипов предназначалось также для показа... в Европе.) Но теперь поп-дива исполняла с телеэкрана ... старинные русские романсы в своей достаточно интересной трактовке. Не слишком ли много было клипов? "А по моему, в самый раз", - убеждена певица.

Впрочем, сам проект "Валерия" родился за пять лет до упоминаемых выше событий, когда в 1987 году международный директор легендарной рок-группы "Круиз" Александр Шульгин познакомился с музыкальными зарисовками одесского композитора Виталия Бондарчука. А два года спустя обрела конкретные очертания их идея - совместить симфонический оркестр и поп-музыкальные приемы, добавив к этому некий микст русской и западной культур. И тогда встал закономерный вопрос: кто же будет петь?

С будущей певицей Валерией (и впоследствии - своей женой), тогдашней студенткой Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, продюсер Александр Шульгин, по его словам, совершенно случайно познакомился в баре "Таганка-блюз", куда однажды заглянул со своим компаньоном по проекту, западногерманским продюсером Фрэнком Моро (известным, в частности, по работам с группами "Roxette" и "Scorpions"). К Валерии проявила интерес и такая мощная шоу-бизнес-организация, как "Международная книга", усмотрев возможность получать прибыль от продажи компакт-дисков новой русской певицы за рубежом и от отчислений западных радиостанций за эфир песен. Работа в студиях Москвы, Мюнхена и Лондона началась...

Скажите, оправдал ли себя рекламный девиз, ставший своеобразной визитной карточкой, - "Певица, которую все ждали"? Вас уже дождались?
Я думаю, те, кто придумывал этот девиз, имели в виду как раз мою музыку. Ведь романсы были у нас несколько подзабыты.

То есть "все ждали" певицу, которая вернет на эстраду жанр романса?
Не только. Я боюсь показаться нескромной, но "все ждали" певицу с другим музыкальным видением мира. Может быть, не с тем, от которого люди устали...

- Был период, когда Валерия достаточно часто появлялась во многих престижных музыкальных программах и концертах. Потом - резкое затишье, связанное, надо полагать, с семейными обстоятельства. (У вас, насколько я знаю, полуторагодовалая дочь и трехмесячный сын). Будет ли сейчас столь же мощно продолжена ваша рекламная кампания?
Появлению Валерии на экране предшествовали полтора-два года напряженной студийной работы. То же происходит и сейчас. Это не затишье - просто невидимая работа. А результаты моего труда увидите и услышите очень скоро.

- С вашим именем в первый период связаны достаточно известные имена западного шоу-бизнеса: Джорджио Мородер, Фрэнк Моно, поэт Ричард Найлз, Дэйв Стюарт. Не могли бы вы сказать, кто из "акул" будет вам помогать на этот раз и над чем конкретно вы работаете?
Когда что-то уже состоится, тогда я смогу смело сказать над чем работаю и, наверное, назвать какие-то имена.

- Об организации-менеджере "Международная книга" московские музыканты шутят, что она до неприличия цивилизованно занимается певицей Валерией. Есть ли у этой компании реальная коммерческая выгода от того, что она вкладывает в вас деньги?
Ну а как же, если они получают определенный доход от продажи моих аудио- и видеокассет, компакт-дисков и всего того, что поступает в продажу.

- А где альбомы Валерии продаются лучше - в России, СНГ или за рубежом?
За рубежом они тоже есть, их покупают, но, естественно, лучше продаются здесь. Учтите еще и такую вещь: на Западе достаточно приличный доход приносит даже то, что твои песни просто звучат на волне какой-то радиостанции. Только в Германии из 350 коммерческих и государственных радиостанций около ста сразу же согласились транслировать композиции из "Тайги". (К тому же "Международная книга" получила дивиденды от включения песен с компакт-диска "The Taiga Symphony" во все плей-листы Би-Би-Си: от региональных до международных станций. - Прим. авт.) Можете делать выводы.

- Не сильно ли давит на вас как на творческую личность ваш муж-продюсер?
Никоим образом. Мне как-то повезло в этом отношении с рождения: никто не мешал, только способствовали. Родители, академические музыканты, никогда не заставляли делать то, чего не хочу, не тянули насильно в свой жанр: они считали, что их дочь сама вольна выбирать свою судьбу. С мужем в этом смысле мне тоже повезло.

- А где граница между отношениями "продюсер - исполнитель" и "муж - жена"?
Знаете, так все лихо переплелось... Конечно, существуют какие-то чисто рабочие моменты, которые я обязана, должна выполнять. Но я ведь могу и поспорить..: (Улыбается.)

- Ну а, к примеру, если вы приготовите ему на завтрак яичницу-глазуньью вместо яичницы с беконом, это как-то скажется на ваших рабочих отношениях?
Большей частью завтраки мужу готовлю не я.

- А кто?
Ну, - рассмеялась, - есть кому готовить мужу завтраки. Ведь с моими Аней и Артемкой постоянно находятся бабушка и няня - без них я бы не справилась... и, потом, для него обыденная пища не самое главное. Главное - пища духовная.

- То, что вы жена своего продюсера, не влияет ли на объективность его оценки творчества Валерии?
Его восприятие ужасно обострено. Но я благодарна судьбе, что есть такой человек. И никто творчество Валерии не воспринимает настолько остро и даже болезненно, как Александр Шульгин.

- Считается, что наш эсенговский исполнитель должен работать только в одном жанре и обязательно исполнять шлягеры. А Валерия как бы полностью игнорирует такие постулаты. Это взгляд в завтрашний день, ваша философия?
"Философия", - громко сказано. У меня, наверное, нет сильной привязанности к какому-то одному жанру. Я люблю разную музыку. Может быть, причина в этом... И потом, я пою то, что мне нравится. То, что я хочу. Если это станет шлягером, очень хорошо. Не станет - как-нибудь переживу.

- Иначе говоря, коммерческий успех, по большому счету, вас не сильно волнует?
Нет.

- То есть Валерия как бы творит для души, просто потому, что быть на сцене вам приятно и доставляет чисто эстетическое удовольствие?
Да. Именно поэтому мы находимся здесь, во дворце культуры "Украина", на лучшей площадке вашего государства. Именно поэтому вместе со мной такие прекрасные музыканты (группа "СВ". - Прим. авт.). И, кстати, именно поэтому стараюсь никогда не работать под фонограмму, в чем вы могли убедиться.

- Хорошо, а если бы организаторы киевских концертов предложили вам сумму гонорара в два раза меньшую, чем сейчас, Валерия приехала бы?
Это сложный вопрос. Я бы приехала. (Смеется.) Но на чем бы мы выступали, на какой аппаратуре и насколько бы это отразилось на зрителях - другой вопрос. И потом, финансовые проблемы меня не касаются. Не женское это дело... Вообще-то я не очень связана со сферой менеджмента и шоу-бизнеса. Этой работой занимается муж.

- И последнее. Какая, на ваш взгляд, судьба ждет проект "Валерия" через 2-3 года? Есть ли у вас какие-то ориентиры: к примеру, стать такой же популярной, как, скажем, Алла Пугачева (я, естественно, утрирую)?
Я, естественно, понимаю. Если ставить перед собой такие цели, далеко не уедешь. Я не хочу неправды, не хочу фальши, я исповедую принципы честности и порядочности.
Говорю абсолютно откровенно: я не ставлю целей добиться вот такой популярности, выпустить такое-то количество компакт-дисков, альбомов. Я просто живу, просто получаю удовольствие от того, что делаю. В чем это выразится - в каком количестве альбомов, в какой степени популярности - наверное, не самое важное в жизни...